МБУ ДО Климовская СШ. Брянская область
                      р. п. Климово ул. Коммунистическая д. 3
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




   

       Министерство спорта Российская Федерация. О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Письмо от 12 мая 2014 года № ВМ-04-10/2554

      Министерство оброзования и науки Российской федерации. Приказ от 29 августа 2013 г. № 1008 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.font>

      Приказ Министерства спорта РФ от 15 ноября 2018 г. N 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам"

       Министерство спорта Российской федерации. Приказ от 12 сентября 2013 г. № 731 об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта.font>

       Министерство спорта Российской федерации. Приказ от 27 декабря 2013 г. № 1125 об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.font>

       МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Минпросвещения России

 

       Федерально - правовая база.

 

Конституция Российской федерации

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации

 

Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения

  1. Проблемы и ошибки интегра­ции общего и дополнительного образова­ния при переходе на ФГОС об­щего образования.
  2. Что может дать дополнительное об­разование для реализации ФГОС общего образования?
  3. Новые условия в до­полнительном образовании для участия в реализации новых стандартов

Руководителям учреждений дополнительного образования детей:

  1. последовательно внедрять компетентностный и системно-деятельностный подходы в качестве теоретико-методической базы для эффективной реализации образовательных программ учреждения;
  2. создавать благоприятные условия для повышения профессионализма педагогов в области мониторинга результатов внеурочной деятельности;
  3. целенаправленно использовать разнообразные модели организации внеурочной деятельности с учетом имеющихся регионально-территориальных особенностей;
  4. совершенствовать имиджевую политику учреждений в пространстве конструктивного взаимодействия с общеобразовательными учреждениями и другими социальными партнерами;
  5. предусматривать возможность выделения в виде самостоятельного направления организацию внеурочной деятельности при разработке и реализации программ развития (программ деятельности) УДОД;
  6. апробировать разнообразные механизмы мотивации педагогических коллективов к реализации концептуальных и методических положений ФГОС;
  7. осуществлять работу по своевременному созданию пакета локальных нормативно-правовых документов, обеспечивающих эффективное включение педагогических коллективов учреждений ДОД в процесс реализации ФГОС общего образования.

Практическим педагогическим работникам системы дополнительного образования детей:

  1. целенаправленно повышать методико-дидактическую компетентность, связанную с освоением вариативных форм организации внеурочной деятельности, совершенствованием методов и приемов диагностики проектируемых образовательных результатов;
  2. осваивать проектную деятельность как наиболее перспективную форму организации совместной деятельности основных субъектов целостного образовательного процесса;
  3. развивать умение работать в проектных командах в условиях осуществления системно-целевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями;
  4. рассматривать способность к самооценке и самореализации в качестве основного компонента профессиональной готовности  к внедрению инновационных программно-проектных форм внеурочной деятельности;
  5. активно использовать развивающий потенциал вариативных форм взаимообмена творческим педагогическим опытом в пространстве сетевого взаимодействия;
  6. ориентироваться на принципы творческого подхода в практической апробации требований ФГОС общего образования.

Новые федеральные государственные образова­тельные стандарты (ФГОС) – возмож­ность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его не­прерывности как по вертикали (соответ­ствие и взаимосвязь содержания образо­вания и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая необходи­мый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе раз­вития ребенка). Главный механизм построения системы непрерыв­ного образования в рамках сферы куль­туры, созданной обществом к данному моменту человеческого развития – соеди­нение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей. При этом стандарты общего и профессионального образования должны быть не только преемственны, но и дополняться возможным и доступным спектром дополнительного образования, которое в идеале должно перекрыть все поле культурного наследия за пределами областей знаний, определенных стандар­тами. Конечно, современное дополнительное образование детей пока не отве­чает этим требованиям, но перспективы развития есть, разумнее не рушить его, а сохранять лучшее и развивать в рамках современных требований.В основе новых стандартов лежит общественный договор как тип взаимоотношения между личностью, се­мьей, обществом и государством, кото­рый в наиболее полной мере должен реализовать права человека и гражданина на образование. Главный принцип ФГОС общего образования – принцип вариатив­ности образования, предполагающий соз­дание «личных пространств» на основе выбора. Инно­вации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и

желательного (социального заказа).

Вариативная часть основной образова­тельной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия (по Е.Б. Евладовой):

– пространства взаимодействия об­щего и дополнительного образования – интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт); элективные курсы; совместная проектная деятель­ность и др.;

– пространства взаимодействия обще­го образования и внеурочной работы: пред­метные кружки; факультативы; школьные научные общества и др.;

– пространства взаимодействия до­полнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые меро­приятия.

Именно в рамках этих пространств воз­никает возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка.

Другой особенностью новых стандар­тов является то, что к числу планируемых результатов освоения основной образова­тельной программы отнесены:

– личностные результаты готов­ность и способность обучающихся к само­развитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников школы, отра­жающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентич­ности;

– метапредметные результаты – осво­енные обучающимися универсальные учеб­ные действия (познавательные, регулятив­ные и коммуникативные);

– предметные результаты освоен­ный обучающимися в ходе изучения учеб­ных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобра­зованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной на­учной картины мира.

Достижение планируемых результа­тов основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС на ступенях начального, основного и сред­него (полного) общего образования, становится возможным при обеспечении един­ства урочной и внеурочной деятельности, доступности содержания общеобразова­тельных дисциплин и произведений искус­ства, периодической литературы, публи­каций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, тра­диций и современной жизни своей Роди­ны, своего края, своей семьи; жизненного опыта родителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рам­ках педагогически организованных соци­альных и культурных практик; других ис­точников информации и научного знания. Следовательно, необходимо обеспечить ин­теграцию общего и дополнительного обра­зования.

Существуют следующие основные проблемы и ошибки интеграции общего и дополнительного образования при перехо­де на ФГОС общего образования:

– не изучается заказ детей и родите­лей на дополнительное образование, не учитываются их пожелания при составле­нии вариативной части базисного учебного плана школы;

– нарушается принцип свободного выбора ребенком вариативной части ба­зисного учебного плана школы и внеу­рочной деятельности. (Как сказали мои коллеги в одном из регионов, «вместо того, чтобы открыть ребенку для свобод­ного выбора дверь, ему открывают только форточку»);

– отсутствует единая база занятости детей в дополнительном образовании, не отработана координация занятости ребен­ка во внеурочное время, не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком заня­тий в УДО или учреждениях культуры, спорта и т.д.;

– имеют место перегрузки детей;

– реализация ФГОС замыкается в сте­нах школы, класса, в необорудованных помещениях;

– «местнические» интересы руково­дителей школ: разрабатываются учебные планы и программы общего образования, реализации ФГОС без участия УДО;

– взаимодействие с учреждения­ми дополнительного образования детей (УДОД) сводится только к реализации внеурочной деятельности, хотя простран­ства взаимодействия могут быть намного шире;

– организация дополнительного об­разования в школе доверяется непрофес­сионалам, а, следовательно, обеспечивает низкое качество образования;

– не определены условия финансиро­вания внеурочной деятельности.

Анализ проведенных проблем и ошибок интеграции общего и дополнительного образования при переходе на ФГОС ново­го поколения в рамках многих экспери­ментальных площадок, показал, что наработанный опыт не только не обеспечит его реализацию в заданных требованиях (вариативный выбор, доступность и каче­ство образования), но и может отбросить дополнительное образование на несколько лет назад, понизить его качество и ав­торитет.

При этом дополнительное образование может много дать школе для реализации новых стандартов, а именно:

– возможности интеграции, как бо­лее мобильная часть системы образова­ния, обеспечивающая дополнительность целей, содержания, форм организации об­разования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и социальным заказом;

– возможность построения индиви­дуального образовательного маршрута ре­бенка, ориентированного на личностные и метапредметные результаты;

– специалистов в узких направлени­ях дополнительного образования детей, сферах творческой деятельности (художе­ственной, технической, спортивной, соци­альной и др.);

–материально-техническую базу для качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной дея­тельности;

– открытие ресурсных центров по разным направлениям реализации ФГОС;

– изучение и формирование социаль­ного заказа на образование, что в свою оче­редь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования;

– методическую поддержку процес­сов интеграции общего и дополнительного образования, реализации индивидуальных маршрутов, достижения метапредметных и личностных результатов и др.;

– уникальные педагогические техно­логии развития творческих способностей, профильного образования и др.;

– образец построения нового стиля (субъект-субъектного) отношений, тьюторского сопровождения образования, фасилитации и др.;

– возможности поддержки разных одаренных детей и других особых катего­рий детей (трудных, с ограниченными воз­можностями здоровья);

– возможности работы в социуме, со­циального творчества детей;

– организацию каникулярного времени детей;

– возможности духовно-нравст­венного воспитания, формирования здорового образа жизни, детского са­моуправления, коррекционной работы, профилактики негативных явлений сре­ды и др.

Чтобы встроиться в новую систему отношений, соответствовать новым требо­ваниям стандарта, в самомдополнитель­ном образовании должны, произойти изме­нения. В системе дополнительного образования детей необ­ходимо создать следующие новые условия:

– широкое обсуждение ФГОС обще­го образования в коллективах учрежде­ний дополнительного образования детей, поиск вариантов включения УДОД в его реализацию, поиск новых возможностей обеспечения преемственности образова­ния, усиления личностной ориентации, комплексности, творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования в условиях перехода к непрерывной системе образования, соот­ветствующей новым ожиданиям заказчи­ков образованию;

– организация системы повышения квалификации руководителей и педаго­гических работников УДОД в вопросах реализации ФГОС нового поколения: раз­работка программ, проведение семинаров, мастер-классов и т.п.;

– развитие процессов интеграции с общим образованием, сетевого взаимодей­ствия, разработка новых механизмов, про­цедур, технологий взаимодействия общего и дополнительного образования в услови­ях реализации ФГОС общего образования (интегрированных образовательных про­грамм, программ внеурочной деятельно­сти, совместных проектов, форм сотрудни­чества и др.);

– совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС обще­го образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования (положений, инструкций, договоров, ло­кальных актов и т.д.), в т.ч. с учетом по­вышения оплаты труда работников обра­зования;

– новые требования к программам дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, особое внимание интегрированным про­граммам, ориентированным на получение предметных, метапредметных и личност­ных и результатов, программам дистанци­онного обучения и др.;

– повышение качества дополнитель­ного образования, внедрение системы ме­неджмента качества, больше внимания качеству процессов, мониторингу резуль­татов;

– создание новых условий для постро­ения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, получения ими личностных и метапредметных результа­тов, формирования универсальных учеб­ных действий;

– изменение позиции педагога до­полнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образова­тельного процесса, больше внимания тех­нологиям интеграции;

– обеспечение большей гласности и открытости в системе дополнительного образования детей;

– развитие маркетинговой деятель­ности – изучение социального заказа на дополнительное образование, механиз­мов формирования заказа, рекламы дея­тельности, разработка предложений и т.д.;

– развитие методического взаимодей­ствия в вопросах совместной реализации ФГОС – методические объединения, ме­жучрежденческие кафедры, лаборатории, мастерские и т.д.

Таким образом, реализация ФГОС об­щего образования должна стать инстру­ментом правового регулирования отноше­ний в образовании и требуют разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия обще­го, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации вос­питания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта